Глава 2. Основные принципы и подходы. Порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории поселения (измен. от
2.1. К основным задачам правил благоустройства территории поселения относятся:
а) формирование комфортной, современной городской среды на территории поселения;
б) обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан;
в) поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории поселения;
г) содержание территории поселения и расположенных на ней объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий, содержание и обеспечение сохранности элементов благоустройства;
д) формирование архитектурного облика в населенных пунктах на территории поселения с учетом особенностей пространственной организации, исторических традиций и природного ландшафта;
е) установление требований к благоустройству и элементам благоустройства территории поселения, установление перечня мероприятий по благоустройству территории поселения, порядка и периодичности их проведения;
ж) обеспечение доступности территорий поселения, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг для инвалидов и иных лиц, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении (далее – маломобильные группы населения), получении ими услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве;
з) создание условий для ведения здорового образа жизни граждан, включая активный досуг и отдых, физическое развитие.
2.2. Развитие территории поселения может осуществляться путем улучшения, обновления, развития инфраструктуры поселения и системы управления городским хозяйством, использования лучших практик, технологий и материалов, инновационных решений, внедрения цифровых технологий и платформенных решений «умный город», развития коммуникаций между жителями поселения и их объединениями. При этом может осуществляться реализация комплексных проектов по благоустройству, предусматривающих одновременное использование различных элементов благоустройства, обеспечивающих повышение удобства использования и визуальной привлекательности благоустраиваемой территории.
2.3. Удобно расположенные территории поселения, к которым обеспечена пешеходная и транспортная доступность для большого количества жителей поселения, в том числе для маломобильной группы населения, следует использовать с максимальной эффективностью, на протяжении как можно более длительного времени и в любой сезон.
2.4. К деятельности по благоустройству территории может относиться разработка документации, основанной на стратегии развития поселения и концепции, отражающей потребности жителей поселения, содержащей материалы в текстовой и графической форме и определяющей проектные решения по благоустройству территории (далее - проект благоустройства территорий), выполнение мероприятий по благоустройству территорий и содержание объектов благоустройства.
2.5. К потенциальным участникам деятельности по благоустройству территорий относятся следующие группы лиц:
а) жители поселения (граждане, их объединения - группы граждан, объединенные общим признаком или общей деятельностью, добровольцы (волонтеры)) с целью определения перечня территорий, подлежащих благоустройству, участия (финансового и (или) трудового) в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий, участия в содержании и эксплуатации общественных и дворовых территорий поселения, формирования активного и сплоченного сообщества местных жителей, заинтересованного в развитии городской среды;
б) представители органов местного самоуправления поселения, которые формируют техническое задание на разработку проекта благоустройства, выбирают подрядчиков и обеспечивают в пределах своих полномочий финансирование работ по реализации проектов благоустройства;
в) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории поселения, с целью формирования запроса на благоустройство, участия в финансировании мероприятий по благоустройству, удовлетворения потребностей жителей поселения, формирования позитивного имиджа поселения и его туристской и инвестиционной привлекательности;
г) представители профессионального сообщества, в том числе эксперты в сфере градостроительства, архитектуры, урбанистики, экономики города, истории, культуры, археологии, инженерных изысканий, экологии, ландшафтной архитектуры, специалисты по благоустройству и озеленению, дизайнеры, разрабатывающие проекты благоустройства территории на стадиях концепции, проектной и рабочей документации, с целью повышения эффективности проектных решений;
д) исполнители работ по разработке и реализации проектов благоустройства, специалисты по благоустройству и озеленению, в том числе возведению малых архитектурных форм;
е) региональные центры компетенций;
ж) иные лиц.
2.6. С целью формирования комфортной городской среды в поселении органы местного самоуправления поселения могут осуществлять планирование развития территорий поселения, подготовку проектов благоустройства территорий, выбор территорий, подлежащих благоустройству, обсуждение деятельности по благоустройству, планирование и реализацию мероприятий по благоустройству общественных и дворовых территорий, а также содержание и обеспечение сохранности объектов благоустройства с привлечением жителей поселения, иных участников деятельности по благоустройству территорий и иных потенциальных пользователей общественных и дворовых территорий поселения, с учетом Методических рекомендаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды, утвержденных приказом от 30.12.2020 № 913/пр.
2.7. Проект благоустройства территории на стадии разработки концепции для каждой территории поселения может создаваться с учетом потребностей и запросов жителей поселения и других участников деятельности по благоустройству и при их непосредственном участии, а также с учетом стратегических задач комплексного устойчивого развития городской среды поселения. При этом рекомендуется обеспечивать синхронизацию мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ (подпрограмм) Самарской области и муниципальных программ формирования современной городской среды, с мероприятиями иных национальных и федеральных проектов и программ.
2.8. В качестве приоритетных территорий для благоустройства следует выбирать активно посещаемые или имеющие потенциал для роста пешеходных потоков территории населенного пункта с учетом объективной потребности в развитии тех или иных общественных территорий, их социально-экономической значимости и планов развития поселения.
2.9. Перечень территорий, подлежащих благоустройству, очередность реализации проектов благоустройства, объемы и источники финансирования должен устанавливаться в соответствующей муниципальной программе формирования современной городской среды.
2.10. В рамках разработки муниципальных программ формирования современной городской среды могут проводиться инвентаризация объектов благоустройства и разработаться паспорта объектов благоустройства, в том числе в электронной форме.
2.11. В паспорте объекта благоустройства может отображаться следующая информация:
- наименование (вид) объекта благоустройства;
- адрес объекта благоустройства;
- площадь объекта благоустройства, в том числе площадь механизированной и ручной уборки;
- ситуационный план;
- информация о земельном участке, на котором расположен объект благоустройства (например: категория земель, вид разрешенного использования, кадастровый номер земельного участка);
- информация о наличии зон с особыми условиями использования территории;
- информация о всех элементах благоустройства объекта благоустройства, включая количество, назначенный срок службы, основные технические характеристики;
- информация о лице, ответственном за содержание объекта благоустройства;
- иная информация, характеризующая объект благоустройства.
2.12. Предлагаемые решения в проекте благоустройства территории на стадии разработки проектной документации могут быть подготовлены по материалам инженерных изысканий, результатам социологических, маркетинговых, архитектурных, градостроительных и иных исследований, социально-экономической оценки эффективности проектных решений.
2.13. При реализации проектов благоустройства территории поселения может обеспечиваться:
а) функциональное разнообразие благоустраиваемой территории - насыщенность территории разнообразными социальными и коммерческими сервисами;
б) взаимосвязь пространств поселения, доступность объектов инфраструктуры для детей и маломобильных групп населения, в том числе за счет ликвидации необоснованных барьеров и препятствий;
в) создание комфортных пешеходных и велосипедных коммуникаций среды, в том числе путем создания в поселении условий для безопасных и удобных пешеходных и велосипедных прогулок, включая маломобильные группы населения, при различных погодных условиях, обеспечив при этом транзитную, коммуникационную, рекреационную и потребительскую функции территории на протяжении пешеходного маршрута;
г) возможность доступа к основным значимым объектам на территории поселения и за его пределами, где находятся наиболее востребованные для жителей поселения и туристов объекты и сервисы (далее - центры притяжения), при помощи сопоставимых по скорости и уровню комфорта различных видов транспорта (различные виды общественного транспорта, личный автотранспорт, велосипед и другие);
д) организация комфортной среды для общения жителей, в том числе путем благоустройства как крупных, часто посещаемых общественных территорий, так и территорий, доступ на которые ограничен, предназначенных для уединенного общения и проведения времени, создание природных и природно-антропогенных объектов в зависимости от функционального назначения части территории;
е) шаговая доступность к объектам детской игровой и спортивной инфраструктуры для детей и подростков, в том числе относящихся к маломобильным группам населения;
ж) защита окружающей среды, общественных и дворовых территорий, пешеходных и велосипедных маршрутов населенного пункта, в том числе с помощью озеленения и использования эффективных архитектурно-планировочных приемов;
з) безопасность и порядок, в том числе путем организации системы освещения и видеонаблюдения.
2.14. Реализация комплексных проектов благоустройства территории поселения может осуществляться с привлечением внебюджетных источников финансирования, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
2.15. При проектировании объектов благоустройства обеспечивается доступность общественной среды для маломобильных групп населения
Проектирование, строительство, установка технических средств и оборудования, способствующих передвижению маломобильных групп населения, осуществляются в том числе при новом строительстве в соответствии с утвержденной проектной документацией.
2.16. При разработке проектных мероприятий по благоустройству общественных территорий обеспечиваются открытость и проницаемость территорий для визуального восприятия (отсутствие глухих оград и излишних ограждений), условия беспрепятственного передвижения населения, включая маломобильные группы населения, приемы поддержки исторически сложившейся планировочной структуры и масштаба застройки, достижение стилевого единства элементов благоустройства с окружающей средой населенного пункта, а также стилевого единства конструкций, в том числе средств размещения информации, рекламы и вывесок, размещаемых на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений.
2.17. Вовлечение граждан и организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территории поселения (далее - вовлечение) может быть организовано в форме структурированного, управляемого процесса, ориентированного на достижение заранее поставленных целей развития территории населенного пункта.
2.18. Граждане и организации привлекаются к участию в реализации мероприятий по благоустройству территории поселения на всех этапах реализации проекта благоустройства.
2.19. Необходимо предоставлять всем гражданам и организациям равные возможности участия в процессе обсуждения, планирования и реализации мероприятий по благоустройству с целью исключения возникновения конфликтов интересов среди лиц, заинтересованных в реализации конкретного проекта благоустройства или развития территории. При этом следует информировать граждан и организации обо всех планируемых мероприятиях по вовлечению в доступной форме для наибольшего количества потенциальных пользователей благоустраиваемых территорий.
2.20. Вовлечение граждан в обсуждение проекта развития территории может обеспечиваться с использованием различных форматов вовлечения, которые могут подразумевать как личное участие жителей населенного пункта в проводимых мероприятиях, так и участие в электронной форме с помощью сети «Интернет».
В целях систематизации процесса вовлечения форматы вовлечения могут быть объединены в группы в зависимости от целей и степени участия граждан, их объединений и иных лиц в решении вопросов по выбору территорий, подлежащих благоустройству, созданию, корректировке и реализации документов архитектурно-строительного проектирования, реализации проектов развития территорий, направленных в том числе на создание, реконструкцию, ремонт, благоустройство и эксплуатацию общественных и дворовых территорий.»;